DIY
(Сделай сам)
Является
ли рок
массовой
музыкой?
Является ли
панк
массовой
музыкой?
Казалось бы,
банальные
вопросы, на
которые
давным-давно
получен
положительный
ответ. А как
же
андеграунд?
Он еще
существует?
И чем
андеграундная
музыка
отличается
от массовой
музыки? Как вообще
возможно
существование
немассовой
музыки в
рок-музыке?
Существует
ли андеграунд
в
постсоветском
пространстве?
Или он был
поглощен
вместе с
другими
советскими
реалиями? На
все эти
вопросы мы
попытаемся
дать ответ в
этой статье.
С
момента
своего
появления
рок
находился в
двусмысленном
положении,
которое
наиболее
ярко
высветилось
в 1960-е: с одной
стороны, он
был музыкой протеста,
с другой
стороны,
этим бунтом
торговали
корпорации.
Это
противоречие
пытались
разрешить
многие
поколения
музыкантов,
критически
настроенных
по
отношению к
шоу-бизнесу
и системе в
целом. Но в
большинстве
случаев они
были лишь
топливом,
помогающим индустрии
развлечений
функционировать
более
успешно
Рассмотрим
подробнее
это
противоречие.
Первая
рок-н-ролл
песня The rock around the clock
Билла Хейли
и группы Commets
вышла в
качестве
саундтрека
к фильму
Джунгли
школьной
доски в 1955 году.
Мало кто
знает, что
эта песня
вызвала повсеместные
бунты. После
просмотра
фильма молодежь
выламывала
сидения в
кинотеатрах,
била
витрины и
переворачивала
машины. Как
комментируют
это
участники
американского
анархо-панк
коллектива
Crimethink:
они знали,
что нужно
что-то
сделать, но
пока не знали
что
Казалось,
что
корпорации
наконец-то создали
продукт,
который мог
бы
подорвать их
собственную
власть
Конечно,
многие
рок-группы
(не исключая
Beatles и Rolling Stones)
хотели
прославиться
через свое
творчество,
получить
много денег,
поклонниц и
т.п., и в этом
смысле не
отличались
от многочисленных
искусственно
созданных поп-проектов
по
зарабатыванию
денег.
Но
существовало
и немало
групп, для
которых
музыка была
прежде
всего
средством
донести
свои идеи.
Например, MC5
из Детройта,
рок-группа
партии
Белых
Пантер,
созданная в
1968 году,
писала в
своем
манифесте:
Рок-н-ролл
это острие
нашего
боевого
копья в
связи с его
эффективностью
и тем морем
удовольствия,
которое эта
музыка
приносит в
жизнь. Мы
сформировали
скоординированные
энергичные
партизанские
отряды,
проникающие
в
поп-культуру
и
разрушающие
в ходе этого
миллионы
умов.
Наиболее
яркий
пример
такой группы
MC5. MC5 целиком и
полностью
вовлечены в революцию.
С нашей
музыкой и
нашим
экономическим
гением мы
грабим
ничего не
подозревающий
нормальный
мир, добывая
деньги для реализации
наших
программ,
одновременно
революционизируя
детей.
Проникнув в
нормальные
СМИ, мы
продемонстрировали
бледнолицым,
что за все,
что они
делают,
чтобы справиться
с нами, они
получат от
своих
собственных
детей
С другой
стороны, эту
музыку
протеста
изначально
выпускали и
распространяли
крупные
корпорации,
против
которых был,
главным образом,
направлен
протест
контркультуры.
Как
мы видим,
музыкальная
индустрия
была создана
с целью
производить
и
распространять
товары
(поп-исполнителей,
их музыку,
имиджи,
атрибутику
и т.п.) для
максимально
массового
потребления.
Что
касается
Соединенных
Штатов, то
там
индустрия
массовой культуры
с оборотом в
200 миллиардов
долларов
самая
крупная в
наши дни
статья
экспорта
Более того,
сами
музыкальные
корпорации
являлись
составными
частями транснациональных
корпораций,
владеющих средствами
развлечения,
массовой
информации
и
технологиями,
связанными
с музыкой и другими
видами
культурного
досуга,
таким образом
формируя
целую
культуриндустрию.
Поэтому они
могли (и
могут)
контролировать
СМИ и решать,
кому давать
эфирное
время, кому
не давать,
указывать
радиостанциям,
какую
музыку проигрывать,
а какую нет, и
как
преподносить
тот или иной
поп- (рок,
панк, грандж
и т.д.) продукт.
Таким
образом,
рок-музыка и
контркультура
с момента
своего
появления
были
вписаны в
систему.
Сама
контркультура
1960-х
превратилась
в важнейший
двигатель капитализма.
Многие
теории,
объясняющие
предопределенную
комодификацию
контркультуры,
ставят
акцент на
ассимилятивной
силе капитализма.
Контркультурные
явления, в
том числе
рок, которые
пытаются
как-то
противостоять
системе,
просто
кооптируются
установленными
структурами
власти
посредством
коммерциализации
и
профессионализации.
С врагом не
борются, его
делают
частью
своей игры.
Главной
мыслью
теории
кооптации
было: Если вы
не можете
победить их
усвойте их. К концу
1960-х
поп-культура
казалась
монолитом. Герберт
Маркузе
писал об
этом
одномерном обществе,
обществе
без
оппозиции:
Когда достигнут
такой
уровень,
господство
распространяется
под маской
изобилия и
свободы на
все сферы
частного и
общественного
бытия,
интегрирует
всю
действующую
оппозицию и поглощает
все
альтернативы
Но, по
мнению
американского
исследователя
Томаса
Франка,
редактора
чикагского
журнала культурной
критики The Buffler,
значительная
часть американской
бизнес-элиты
восприняла
контркультуру
не как врага,
которого
нужно уничтожить,
и не как
угрозу
потребительской
культуре, а
как
счастливое
обстоятельство,
которое
могло бы
помочь им
спасти
ситуацию,
сложившуюся
еще к
середине 1950-х,
когда разговор
об ужасе
конформности
и потребительства,
о
банальности
культуры,
тиражируемой
в массовых
масштабах,
был
повседневным
элементом
жизни
американца
из среднего класса.
Массовое
общество,
навязываемое
империей
огромных
корпораций,
воспринималось
как угроза
традиционным
американским
ценностям
индивидуализма,
и наиболее дальновидные
представители
деловых кругов
США увидели
в
контркультуре
товарища по
их
собственной
борьбе по
возрождению
американского
бизнеса и
потребительского
порядка как
такового.
Если
американский
капитализм
в 1950-е, можно
сказать,
имел дело с
конформностью
и потребительской
фальшивкой,
то в
последовавшее
десятилетие
он мог
предложить
публике
аутентичность,
индивидуальность,
различия и
бунт. Более
того, Франк
утверждает,
что спустя годы
бунтарь
стал
центральным
образом этой
культуры
потребления,
символизирующим
бесконечные,
неуправляемые
перемены,
вечное
беспокойство
относительно
истеблишмента
точнее
относительно
того, что истеблишмент
убеждал его
купить в
прошлом году.
Некоторые
из бунтарей
1960-х понимали
эту скользкую
ситуацию.
Сопротивляясь
кооптации,
нью-йоркская
контркультурная
группа Up against the wall
motherfuckers даже
название
себе взяла
такое,
которое не произнесешь
в приличном
обществе
Лицом к стене,
ублюдок.
Сан-Францисские
диггеры
устроили
похороны
хиппи-контркультуры
еще летом 1967
года. Тогда
же они
раздавали
листовки
следующего
содержания:
Чье
путешествие
вы
оплачиваете?
Сколько еще
вы будете
терпеть
людей,
превращающих
ваше путешествие
в
наличность?
Ваш стиль
продается обратно
вам же. Новый
стиль, все
тот же трюк, все
тот же трюк,
все тот же
трюк. Джерри
Рубин, один
из
организаторов
Молодежной
международной
партии
писал в
книге Сделай
это!
Сценарии
революции:
Денежные
сутенеры
забирают то
лучшее, что производят
наши сердца
и умы,
превращают
это в товары
потребления
с ценниками
и потом
продают их
нам назад
как товары. <
>
Они владеют
нашей
музыкой
музыкой,
которая
создана нашим
страданием, нашей
болью,
коллективное
бессознательное
нашего
сообщества!
Они
выпускают нашу музыку
и в
танцевальных
залах
назначают такую
высокую
цену, что мы
даже не
можем позволить
себе слушать
ее.
Пытаясь
убежать от
шоу-бизнеса,
рок искал разные
пути. Он
постоянно
пытался (и
пытается)
быть все
более
антиэстетичным,
все более
неприемлемым
для
восприятия
(все, что угодно,
лишь бы не
нравиться
вам). Но
структуры
индустрии
развлечения,
которым в
музыке,
естественно,
безразлично
все, кроме
коммерческого
потенциала,
проглатывали
почти все
попытки
противостоять
им. Так
последовательно
были
кооптированы
такие
изначально
протестные
направления,
как панк,
хип-хоп и пр. С
другой
стороны, это было
обусловлено
тем, что все
эти
направления
(музыкальные
+
субкультурные)
изначально
потенциально
были
востребованы
значительными
слоями
молодежи, но
были
вовремя рекуперированы,
а затем
предоставлены
назад
молодым
людям в
красочных
упаковках из
модной дорогой
одежды,
музыки и
других
атрибутов стиля
жизни.
Панк
преодолевает
отчуждение
рока, превратившегося
к тому
времени во
что-то
элитарное:
особняки и
лимузины
рок-звезд
(которыми к
тому
времени
стало
большинство
известных
групп 1960-х Yes, Genesis, Deep
Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd и т.п.),
баснословно
дорогие
билеты на
стадионы,
где
происходили
концерты, и
пр. были
недостижимо
далек от
молодежи с
улиц, как и
вообще от
жизни. Патти
Смит,
вокалистка
одной из
первых
нью-йоркских
панк-групп,
писала об этом,
объясняя,
почему она
оставила
музыку: Сначала
делаешь
пластинку,
затем
наступает
очередь
турне для ее
рекламы.
Чтобы повторить
успех, снова
отправляешься
в студию,
потом
гастроли и
так далее.
Если длительное
время
заниматься
такой
гонкой, становишься
вынужденно
изолированной
и теряешь из
виду цель.
Это
фальшивая
жизнь, потому
что у тебя
все
отнимают из
рук: кто-то
будит тебя
утром,
следит за
тем, чтобы
были соблюдены
все сроки
концертов,
еще кто-то
возит тебя,
заботится о
еде и
туалетах.
Проходит немного
времени, и ты
теряешь
контакт с
жизнью.
Панк решил и
эту
проблему
рока (первая
музыка
протеста
как товар)
тем же самым
образом
опираясь на
принцип DIY,
начав все
делать
самостоятельно.
В
основном,
российские DIY
лейблы сотрудничества
с
рок-магазинами,
которые являются
основным
путем
распространения
рок-музыки
(панка в том
числе) в
России, поскольку
там,
во-первых,
часто
продают
записи и
атрибутику
фашистских
групп, и,
во-вторых,
серьезно завышают
цены
(московские
магазины в
два-три раза
дороже
рекомендованной
DIY-исполнителем
цены и более).
Некоторые
петербургские
лейблы, тем
не менее,
сотрудничают
с рок-магазинами,
но
стараются
иметь дело с
теми из них,
которые не
поддерживают
фашистских
групп. Как
объясняет
ситуацию
владелец петербургского
лейбла Ipecacuanha: К
сожалению, 90%
моих кассет
распространяется
через
магазины. И
это не
потому, что я
так люблю
владельцев
рок-шопов, а
потому, что
именно ты до
сих пор не
написал(а)
мне письмо, у
меня просто
нет другого
способа
донести мою
любимую
музыку до
слушателя
Существуют
распространенные
представления
о том, чтобы
донести
свои
позитивные,
революционные
и т.п. идеи до
наибольшего
количества
людей,
приходится
идти на
компромисс
и использовать
мейнстримовые
медиа,
поскольку
иначе ваш
голос
просто не
будет
услышан. Как
показывает
Наоми Кляйн,
в
обстановке
тотального
агрессивного
маркетинга
и
перегруженных
рекламой
СМИ
разумные
возможности
выражать
свободное
мнение,
причем
достаточно
громко,
чтобы
пробиться
сквозь рев
звуковых
эффектов
рекламы и
смутить
покой корпоративных
лендлордов,
быстро
исчезаютПопадая
в этот
контекст,
подрывные
идеи перестают
работать,
потому что
они затмеваются
средством,
которое вы
используете
(раз вы
используете
это
средство вы,
так или иначе,
в системе). А
тем, к кому вы
хотели обратиться,
остается
пассивно
наблюдать
(по телевизору)
или
покупать (в
супермаркете),
другого
мейнстримовые
медиа
предложить
не могут.
Неужели вы
думаете, что
власти и в
самом деле
позволил бы
кому-то
использовать
свои
собственные
законы и
методы,
чтобы свергнуть
их? Если бы
эта система
обеспечивала
возможности
для
реальных
перемен,
люди давным-давно
бы этим
воспользовались.
Петь
об этом,
конечно
круто, но
когда ты
поешь что-то
против
капитализма,
что-то
пытаешься
сказать в
своей
музыке, выступаешь
против
системы,
важно не
стать частью
этой
системы
Конечно,
я понимаю,
что большая
политика это
все говно,
потому что
какие у них
ни были бы
красивые
лозунги, это
невозможно,
потому что
за этим
стоят
деньги, деньги,
деньги, и невозможно
быть в
системе и
оставаться
самим собой
А
система
представляет
собой
машину, отлаженную
машину. И
места,
занимаемые
человеком,
являются
ячейками,
лунками
внутри машины,
так что
работает
место, а не
человек, находящийся
там. Человек
может
создать
микроклимат
внутри этой
камеры, и
всякий, кто
пытается
персонально
на нее
повлиять,
вылетает из
машины или
уничтожается
ею <
> Многие
мои друзья и
напарники
по
катакомбной
культуре
шли в аппарат,
шли в
зелененькие
с надеждой
смягчить
систему и
поняли лишь
позже, что попали
в ловушку,
так как из
аппарата
возврата
нет. Они
кооптированы,
даже если
они против
Важной
характеристикой
массовой
культуры
является
акцент на
прибыли.
Корпорациям
важно
продать
товар
(компакт-диск,
футболку,
рюкзак,
чипсы и т.д. с
фотографией
исполнителя),
и главная
цель,
которую
преследуют
владельцы
индустрии
развлечения,
получить
максимальный
доход. А
поскольку
маркетинг
стал
гораздо
важнее
производства,
современные
корпорации
продают не
товары, а стиль
жизни, что
особенно
важно в
массовой
музыке. Таким
образом,
коммерческая
составляющая
музыки
вытесняет
остальные.
«Эстетическими
критериями,
по которым
коммерческая
промышленность
судит о
ценности
культурного
текста,
являются
критерии,
связанные с
продаваемостью
продукта: то
есть, может
или нет
текст быть
гомогенизирован,
категоризирован,
стандартизирован,
произведен
в большом
масштабе и
массово
потреблен».
Еще
одной
чертой,
которую
культивирует
массовая
культура,
является
потребительство.
С
глобализацией
потребительских
рынков и
дигитализацией
(оцифрением)
информационных
потоков поп
превратился
в важный двигатель
машинерии
западного
потребления.
Как
Голливуд в
1940-е, он
помогает
распространять
на новые
рынки, вроде
Восточной
Европы, Китая
или России,
иллюзию
мира
очарования
и ценности
общества,
ориентированного
на индивидуальное
потребление.
В западном
мире поп-индустрия
давно уже
стала
неотъемлемой
частью
повседневной
жизни и
господствует
над ней в
форме
рекламы и
поп-музыки
радио-формата.
Что же
такое
андеграунд?
Существуют
лэйблы
маленькие и
не имеющие
никаких
финансовых
целей. Их очень
много. Их и
можно
назвать
андеграундом.
Главный
мотив этой
малоприбыльной
деятельности
желание
заниматься
любимым делом,
но в случае
везения
удаётся
зарабатывать
и небольшие
деньги. В
качестве
другого
примера, уже
непосредственно
из
панк-андеграунда,
возьмем
статью
Пошел ты, я не
буду делать
то, что ты мне
говоришь,
или
важность d.i.y. в
век
коммерциализации:
DIY это полный
отказ от
рыночной
идеологии этого
общества,
согласно
которой
культурные
артефакты
производятся
не самими
людьми, а
компаниями,
чтобы быть
проданными
в качестве
товаров
потребления
публике.
DIY-идеология
пытается
вернуть
народу
власть над производством,
взяв в
собственные
руки средства
производства,
распространения
и продвижения
Внутри
постсоветской
DIY
панк-культуры
основополагающий
принцип (Do It Yourself)
формулируется
участниками
следующим
образом:
Делать все самостоятельно,
не завися ни
от каких
крупных
коммерческих
организаций,
все своими
силами,
делать
альтернативную
этим
коммерческим
организациям
собственную
музыкальную
сцену со
всеми вытекающими
отсюда
последствиями:
клубами, дистрибьюциями,
журналами,
книгами,
всем, чем угодно.
DIY понимается
и шире как
самовыражение
человека
независимо
от каких-то
установок
свыше.
Отвечая на
вопрос Как
бы вы
сформулировали
суть
понятия DIY?,
мои
респонденты
отмечали следующие
основные
принципы /
ценности / характеристики
DIY
панк-культуры:
самостоятельность
производства,
независимость,
протест
против
коммерциализации
/ избегание
потребления,
творчество,
самореализация,
создание
собственной
культуры,
общение,
энтузиазм,
взаимоподдержка,
удовольствие/радость
творчества,
честность,
интерес /
увлечение.
Панк/хардкор
это, прежде
всего
протест, я так
считаю.
Протест
против этой
ебаной культуры
потребления,
где все
делается
ради денег, а
не каких-то
отношений,
где нет
никакой
поддержки, и
никто никому
по большому
счету не
нужен.
Ну, мне
кажется, что
человек от
природы сам по
себе
личность. (смеются).
Причём
личность
творческая.
Одна из
основных
функций это
творчество.
Ну а в нашей
ситуации,
проявлять
себя это как
раз DIY. Это когда
ты что-то
делаешь сам,
и при этом,
если так
пафосно
выразится,
не даёшь
себя,
образно
говоря, на
растерзание
вот этому
всему
обществу потребления.
Это (DIY.
прим. О.А.)
нужно, чтобы
сохранить
контроль
над собой,
чтобы никто
тебя не
контролировал
лейблы,
менеджеры,
чтобы ты мог
сам все
решать. И чтобы
никто не
заработал
большие
бабки на тебе,
чтобы не
использовал
тебя в
качестве товара,
чтобы не
было
(подыскивает
русское
слово)
потребительства.
Против
потребительства
Я
считаю, что DIY
это антикоммерческая
культура,
это попытка
сделать
свою
собственную
культуру.
Это живой ветерок,
который
подул, когда
часть людей
отошла от
коммерческой
культуры, в
которой дяди
и тети в
пиджаках с
большими
животиками сидят
и
придумывают,
чем бы еще
заинтересовать
молодежь.
Для меня DIY
когда
молодой
человек в 12
лет берет
режет
журнал и
выклеивает
из этого
коллаж. Это
уже для меня
DIY, то есть
самореализация
и
антикоммерция.
Никита
из групп Scum Out/ Rescue 811
максимально
расширяет
трактовку
понятия Do It Yourself:
Когда
человек делает
что-то
своими
руками и от
чистого
сердца,
вкладывает
в это свою
душу, это и
есть DIY. То есть,
ты можешь
даже носки
вязать, как
это Митрич
делает (смеются)
это тоже DIY.
Классно,
приятно,
вместо того,
чтобы идти в
магазин
покупать
готовое,
деградировать,
ты сам
вяжешь
носки
развиваешь
себя.
Классно. Это
супер! В них
будет
вложено уже
что-то, они
будут как
живые
Такая
позиция
вполне
отвечает
антипотребительской
идеологии
современных
протестных
движений: Не
ходи в
супермаркет
ходи на
рынок,
вместо
генетически
измененных продуктов
покупай
экологически
чистые, старайся
делать вещи
сам, а не
покупать их.
Откажись от
известного
лейбла на
своем
свитере,
купи
обычный и
разукрась
его сам. Будь
индивидуальностью,
а не
потребителем[
Отвечая
на вопрос
Как бы вы
определили
суть
понятия DIY?,
гитарист
гродненской
группы Contra la Contra
Дима
говорит: Это
когда люди
делают все сами
для себя и
своих
друзей. Do It Yourself
тем и хорош,
что нет
никаких
денег, нет никаких
денежных
отношений,
все
основывается
только на
дружбе и
взаимной
поддержке.
Хардкор
учит нас
уважать и
поддерживать
друг друга.
Учит
отдавать
что-то
взамен того,
что мы берем,
объясняет
редактор
петербургского
зина Voice.
Массовая
музыка
держится на
культе
звезд, она
дает статус,
дает
возможность
стать
известным
человеком. DIY-панк
представляет
собой
абсолютно
противоположный
мир. Здесь
отсутствует
четкая иерархия
и система
статусов.
Как
отмечает американский
исследователь
Джон Льюис, слова
звезда и
слава были
анафемой для
панков.
Более того,
изначально
панк был
основан на
разрушении
классических
рок-отношений:
исполнитель
(звезда) и
слушатель/зритель
(поклонник).
Для
людей из DIY
панк-культуры
музыка это
не развлечение,
это прежде
всего
самовыражение
и протест.
Проиллюстрируем
это цитатами
представителей
этой
культуры из
Франции,
Литвы и
Беларуси:
Музыка это
оружие
по
крайней
мере, я так ее
воспринимаю.
Это оружие,
потому что
она несет
мысли,
объединяет
людей, и
является
очень сильным
эмоциональным
средством
Музыка и
поэзия
оружие, мы
боеприпасы
Хардкор это
для меня
способ
выражать свои
мысли.
Способ их
доносить до
людей. Таким
образом, в DIY
панк-культуре
музыка важна
не только
как
культурная
форма или
товар, но
также как
политическое
заявление
или образ
жизни. Можно
сказать, что
в панк-движении
музыка
являет
собой форму
протестного
сознания и
средство
коммуникации.
Многие
видят в
самом панке
основание,
отсчетную
точку,
которая
формирует
критический
взгляд.
Редакторы
петербургского
фэнзина Voice
подчеркивают,
что часто
именно
через панк
люди
начинают
ставить под
вопрос существующее
положение вещей:
Хардкор показывает
людям, что
важно
думать
своей головой,
спрашивать,
подвергать
сомнению, казалось
бы,
очевидные
вещи, для
того, чтобы самостоятельно
выбирать
решения,
переворачивать
признанные
в обществе
авторитеты
с ног на
голову. Другой
деятель
петербургского
панк-движения,
Женя Слон,
отвечая на
вопрос Как
бы ты определил
понятие
панк?, также
подчеркивает
его
направленность
на
разрушение
догм и критическое
восприятие
мира: Панк
связан, мне
кажется, с
критическим
мышлением.
Не с тем,
чтобы
конформистски
принимать
какие-то
условия,
навязанные
человеку
окружающим
его миром,
обществом и
т.д., а чтобы
если даже не
напрямую
вступать в
конфронтацию
с какими-то
общественными
порядками,
то, по крайней
мере,
подвергать
их сомнению,
задавать
вопросы и
критически
мыслить
|